Цены на еду вызывают растущее беспокойство
В Государственной думе Российской Федерации активно рассматривается вопрос об установлении ограничений на торговые наценки для товаров первой необходимости. Уже подготовлен соответствующий федеральный законопроект, инициатором которого выступила одна из фракций парламента.
Глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин подчеркнул, что чрезмерные торговые надбавки вызывают два серьезных негативных эффекта. Во-первых, они стимулируют рост потребительской инфляции, а во-вторых – приводят к финансовым трудностям и банкротству сельскохозяйственных производителей.
Принятый законопроект предполагает введение в России специализированного перечня пяти основных категорий товаров первой необходимости, максимально допустимая надбавка на которые не должна превышать 10%. В этот список входят хлебобулочные изделия, молочная продукция и крупы.
Экспертное сообщество, однако, с осторожностью воспринимает подобные инициативы ограничения торговых наценок, отмечая, что крупные торговые сети могут компенсировать ограничения на одни категории продукции за счет повышения цен на другие товары. В результате фиксирование цен на отдельную группу продуктов способно спровоцировать повышение стоимости остальной части продовольственного ассортимента.
Доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Плеханова Юрий Ляндау приводит пример: «Стандартная реакция — установить граничную цену на, скажем, картофель, но при этом стоимость других продуктов, например, докторской колбасы, может удвоиться. Правильнее не давать бетонный потолок ценам, а управлять механизмами ценообразования. Возьмем кондитерский бизнес в одной стране: там был установлен налог 10-15% с продаж по цене не выше 40 рублей. Если цена поднималась выше, налог возрастал до 75%. Это стимулировало производителей удерживать цену в пределах нормы и увеличивать объемы реализации, что выгодно всем участникам рынка».
Бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ, доктор экономических наук профессор Леонид Холод также выступает критиком прямого административного регулирования цен.
В качестве более эффективного решения он предлагает внедрять рыночные механизмы, успешно используемые в западных странах, которые служат для стабилизации цен и поддержки производителей.
«В социалистический период я работал с управлением цен, где устанавливался фиксированный прейскурант – лучше, чтобы он оставался неизменным. Хотя существовала инфляция и цены нуждались в повышении, на это шли с осторожностью. Сейчас же важно двигаться в сторону рыночно-экономической модели, которая объединяет различные инструменты.
Это позволит не применять экстренные меры постоянно. Главный фундамент — увеличение производства основных групп товаров, что обеспечит устойчивость рынка. Дополнительно необходим механизм регулирования внешней торговли, позволяющий избежать избыточного предложения» — отмечает эксперт.
Основные проблемы
Главной проблемой отечественного рынка по мнению профессора является недостаточное количество конкуренции, что связано с неразвитием малого и среднего бизнеса в аграрной сфере. В отличие от США и стран Западной Европы, где мелкие хозяйства создают здоровую рыночную конкуренцию, на российском рынке доминируют крупные агрохолдинги, позволяющие влиять на ценообразование нездоровыми способами.
Леонид Холод также выделяет значение интервенционных механизмов, которые позволяют государству скупать излишки продукции при снижении стоимости ниже установленного порога и продавать ее обратно при росте цен, тем самым сглаживая колебания рынка.
«Система интервенций должна работать оперативно, однако я не припомню ни одного случая, когда фонд зерна активно и эффективно применялся для стабилизации ситуации», — констатирует эксперт.
По мнению бывшего заместителя министра, крупные торговые сети не обладают монопольной властью над формированием цен, поскольку в условиях крупных городов розничная торговля достаточно конкурентна по отношению к поставщикам.
«Большая часть розничной торговли в городах осуществляется крупными форматами, что создает сильную конкурентную среду, особенно по отношению к производителям. Если же установить жесткие лимиты для торговли, в первую очередь пострадают сельхозпроизводители, — предупреждает эксперт, — избегать административного давления на ритейлеров крайне важно».
Он напомнил, что одним из распространенных способов регулирования цен сейчас являются договорённости между контролирующими органами, производителями и торговыми сетями, инициируемые Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
«Эта система ценовых соглашений возникла в середине 1990-х, когда сельхозпроизводители задерживали реализацию урожая, и цены стремительно росли.
В течение двух лет такие соглашения помогли стабилизировать рынок», — напоминает специалист, отмечая, что подобные меры носят временный характер и применяются в кризисных ситуациях.